Что такое аутсорсинг и кто предоставляет такие услуги

Понятие аутсорсинга вошло в русский язык совсем недавно, однако, уже получило широкое распространение, а потому возникает необходимость выяснить “аутсорсинг, что это такое и зачем оно нужно”. Ведь недаром в западных странах такое явление активно используется и считается весьма популярным у многих работодателей.

Аутсорсинг: что это такое

Слово «аутсорсинг» в переводе с английского обозначает внешний ресурс. Иметь большой штат сотрудников не всегда рентабельно для предприятия, особенно небольших размеров. Поэтому популярной стала тенденция использовать для выполнения определённых работ не постоянных сотрудников, а привлечённых со стороны подрядчиков.

Практически любой вид бизнеса включает в себя выполнение множества процессов, не все из которых очевидны для простого обывателя. И если основным видом деятельности занимаются штатные сотрудники, то на временные работы либо на неосновные, но необходимые процессы могут брать внештатных работников.

Нередко встречаются ситуации, когда именно тот факт, что стоит выполнять огромное множество обязанностей препятствует открытию своего бизнеса. Вы можете хорошо разбираться в продажах, но, например, ничего не смыслить в бухгалтерии или знать, как наладить логистику. Аутсорсинг позволит заниматься только своим основным направлением, а дополнительные функции будут выполнять другие специалисты.

Основные признаки

Аутсорсинг отличается от других видов сотрудничества такими характеристиками:

  • соглашение на предоставление таких услуг заключается на длительный промежуток времени;
  • аутсорсеры выполняют лишь вспомогательные задачи;
  • в обязанности внештатных работников может входить и обеспечение выполнения бизнес-процессов (например, маркетинг).

Аутсорсинговая компания

Это юрлицо, которое занимается оказанием услуг другим фирмам и организациям. При этом она может иметь штат специалистов, которые выполняют только какие-то определённые функции, или наделены широким спектром полномочий. Исходя из этого, различают два типа таких компаний:

  • узкоспециализированные;
  • с широкой специализацией.

Виды аутсорсинга

Существует множество видов аутсорсинга, так как для обслуживания компании могут передать практически все неосновные функции. Рассмотрим наиболее распространённые из них.

Бухгалтерский

Одно из наиболее популярных направлений – финансовое. Руководитель продолжает нести ответственность за результаты бухгалтерской деятельности, однако, сторонняя организация при этом может выполнять следующий задачи:

  • заниматься составлением отчётности;
  • вести финансовый учёт;
  • обеспечивать полное бух. обслуживание.

Такой вид аутсорсинга позволит вести полноценный бизнес-процесс без создания на предприятии бухгалтерии.

ИТ аутсорсинг

В связи с, развитием IT технологий услуги опытных специалистов в этой сфере становятся всё более востребованными. Поскольку многие процессы тут не требуют постоянного вмешательства, аутсорсинговая компания станет оптимальным решением. На её работников можно возложить различные функции: от ремонта и обслуживания офисной техники до организации программного обеспечения.

Аутсорсинг персонала

Такой вид хорошо подходит для больших предприятий с большой текучкой кадров. Аутсорсинговая компания поможет подобрать квалифицированных кадров, что даст возможность работодателю не только получить хорошего сотрудника, но и избежать временных и финансовых расходов на его поиски, трудоустройство, уплату налогов и т.д.

Юрлицо, таким образом, может уменьшить свой штат (что часто важно при выборе налогообложения), не платить налоги с заработной платы привлечённых работников, а также не нанимать на специальную должность человека, который будет выполнять свои функции не постоянно, а периодически.

Юридический

Каждое предприятие в своей деятельности сталкивается с юридическими вопросами. В крупных фирмах есть их сотрудник, который числится в штате. Однако, средним и мелким организациям не всегда целесообразно нанимать юриста, ведь его услуги им нужны не так часто. На аутсорсинг можно вынести налоговое и трудовое обслуживание, а также вопросы, связанные с регистрацией, реорганизаций и ликвидацией юрлица.

Логистический

Компании, которые пользуются транспортными услугами не постоянно, а время от времени могут воспользоваться логистическим аутсорсингом. Сюда войдёт перевозка продукции, складирование и сохранение товара. Благодаря этому отпадёт необходимость покупать или брать в аренду транспортные средства, нанимать на работу водителей, диспетчеров и др.

Промышленный производственный

Такой тип характерен для предприятий с высокими технологиями. С помощью аутсорсингов организации могут сосредоточить своё внимание на продвижении уже существующих у них товаров, а также разработке новых.

Хозяйственный

Данный вид работ – это первое, что было передано на аутсорсинг. И это не удивительно, ведь хоз. работы отвлекают от выполнения работ по основному направлению. Сюда входит питание трудящихся, эксплуатация помещений, их уборка и др.

Кто может предоставлять услуги аутсорсинга и как регулируются такие трудовые отношения

Предоставлять подобного рода услуги могут как специально созданные с этой целью компании, так и индивидуальные лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности или просто физлицами. В законодательстве понятие аутсорсинга пока ещё чётко не определено, а потому и нет единой формы соглашения, которое заключается между сторонами.

К договору применяются стандартные требования. В нём, как правило, указывают следующую информацию:

  • список выполняемых работ или предоставляемых услуг;
  • квалификация привлекаемых специалистов;
  • сроки выполнения поставленных задач;
  • способ проведения расчётов;
  • ответственность сторон за нарушение условий договора;
  • срок действия документа;
  • возможность досрочного прекращения сотрудничества.

В документации также обозначается, в каких объёмах будет предоставляться аутсорсинг:

  1. Полный. Подрядчик выполняет все работы по заданному направлению, получает все необходимые данные о деятельности организации.
  2. Частичный. Привлекаемой рабочей силе передаётся только определённая часть функций в конкретно взятой сфере.
  3. Совместный. Подразумевает передачу части услуг по субдоговору.
  4. Промежуточный. Под управление аутсорсера также передаются собственные специалисты предприятия.

Какие виды внешнего сотрудничества не являются аутсорсингом

Из-за того, что такое понятие вошло в наш обиход не так давно, его часто путают с некоторыми другими видами внешнего сотрудничества. Так, стоит отличать от аутсорсинга фриланс. Фрилансер – это свободный работник, который при желании может стать аутсорсером, но только если заключит соответствующее соглашение. Это больше форма поиска работы для конкретного специалиста, в то время как аутсорсинг – вид трудовых отношений между заказчиком и исполнителем услуг.

Также не является аутсорсингом – дропшиппинг. Здесь, как правило, не определяют сроки и объёмы работ, уровень оплаты. Дропшиппер по большому счёту выступает посредником между поставщиком и потребителем.

Достоинства и недостатки аутсорсинга

Как и любое явление, аутсорсинг имеет свои достоинства и недостатки. Перед выбором такой формы сотрудничества, стоит изучить все его сильные и слабые стороны.

Стоит понимать, что не для всех подходит такой формат работы. Исходить нужно не только из успешных результатов иностранных государств, но и принимать во внимание состояние экономики, а также некоторые особенности, характерные для того или иного направления бизнеса.

Так, договор на оказание услуг аутсорсером несёт в себе следующие положительные моменты:

  1. Возможность существенно снизить затраты. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников, когда далеко не у всех них есть постоянная работа. Это позволит сократить не только растраты на оплату их труда, но и уменьшить налоговые отчисления, а также снять социальное бремя, которое несёт работодатель при расторжении трудовых отношений.
  2. Выбор наиболее оптимального налогообложения. Как известно, для малых предприятий установлены другие налоги, более выгодные. А вычисляют, относится ли юрлицо к такому виду именно по количеству штатных сотрудников.
  3. Получение более квалифицированной рабочей силы. Аутсорсинговые компании часто узкоспециализированные, а потому могут предоставить сотрудника, который как нельзя лучше разбирается в одном конкретном деле. В штат же, как правило, стараются брать более разносторонне развитых людей.
  4. Возможность сконцентрироваться на основном виде деятельности. Передав часть неосновной работы внешней фирме, компания может сосредоточиться на основном производстве, улучшить его качество, не отвлекаясь на второстепенные вопросы.
  5. Отсутствие необходимости решать вопросы трудового характера. Компания платит деньги исключительно за результат, её не интересует процедура подбора кандидата, его отпуск, больничный и т.д. Если сотрудник заболел или по каким-то другим причинам не может выйти на работу – его должны заменить другим работником.

Помимо явных преимуществ, можно выделить и некоторые недостатки аутсорсинга:

  1. Зависимость от положений соглашения. Если на штатного сотрудника можно положить широкий круг полномочий, то аутсорсер занимается строго выполненной задачей.
  2. Отсутствие законодательного урегулирования. Данные отношения ещё не регламентированы должным образом законами, что может привести к возможным конфликтным ситуациям между сторонами.
  3. Необходимость разглашения данных, касающихся деятельности компании. В некоторых случаях они могут быть конфиденциальными.
  4. Возможность потери контроля руководства в определённой сфере. В связи с этим, администрации постоянно нужно контролировать подрядчиков.
  5. Сложности в поиске специалистов. Доверяя аутсорсинговой компании, вы полностью полагаетесь на сторонних лиц, не имея возможности проверить, насколько подходит предоставленный специалист для выполнения той или иной работы.

Примеры аутсорсинга

Проще всего убедиться в дееспособности такого вида сотрудничества на примерах крупных мировых лидеров. Так, прародителем аутсорсинга можно назвать Форда, который ещё тогда понял, что одна фирма не может в одиночку справиться со всеми задачами. На сегодняшний день Ford самостоятельно производит менее третьей части комплектующих, всё остальное – передано на аутсорсинг.

Всем известная компания NOKIA давно вывела своё техническое обслуживание на аутсорс. Тот же колл-центр не относится к штатным сотрудникам предприятия. Например, компания IKEA сотрудничает с более чем двумя с половинами тысячами сторонних организаций, аутсорсерам вынесена даже такая солидная часть процесса, как логистика.

Множество известных брендов давно перешли на такую систему сотрудничества. Они поняли, что лучше сконцентрироваться на основной деятельности, а остальное – отдать внешним специалистам. И как мы можем наблюдать, результаты не заставили себя ждать.

Заключение

Стремительно на рынок труда ворвалось такое явление, как аутсорсинг, и успешно развивается с каждым днём. Такая форма сотрудничества уже показала свою результативность за рубежом, что неудивительно, ведь она обладает множеством преимуществ. Благодаря аутсорсу можно существенно сократить растраты предприятия, получив при этом квалифицированную рабочую силу и ориентированность на результат, ведь при этом заказчик платит не за то, что сотрудник высиживает своё время на рабочем месте, а именно за конкретно поставленные задачи. Таким образом, обе стороны заинтересованы в быстром и качественном выполнении условий соглашения.

Читайте также:

Поделиться:
Поставьте вашу оценку:
(голосов: 1, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий
Войти с помощью: