Положение о премировании и материальном стимулировании работников

Как узнать, сколько положено премиальных? Заглянуть необходимо именно в положение о премировании. Если фирма или госструктура не пользуется таким документом, то директор будет каждый раз вручную устанавливать предпочтения и это может привести к трениям в коллективе. Отсутствие системности в этом случае может разбалансировать эффективность работы фирмы.

О положении о премировании

Действующие в коммерческом и муниципально-государственном секторе положения о премировании и материальном стимулировании работников дают возможность закрепить практично право работающего на стимулирование его добросовестного, эффективного труда.

С другой стороны, такие внутренние документы необходимы и самому предприятию или учреждению.

Выписанные рамки и объёмы стимулирующих выплат дают право экономическому отделу предприятия включить эти затраты в оплату труда. Это снижает давление на предприятие со стороны налогообложения.

Выгода оформить такие выплаты для компании ещё и в том, что контролирующие органы благосклонно реагируют на регулирование премиальных выплат и видят в этом один из легальных механизмов прозрачности работы фирмы.

Что такое премия и почему нужно положение о премировании работников

Зачастую бонусы к чистому окладу смешивают с общей суммой на оплату труда. Частично это так и есть, поскольку премии включаются в так называемые «стимулирующие выплаты». К ним относят ещё и надбавки за интенсивность и прочие дополнительные поощрения. То есть в состав зарплаты включают:

  • оплату труда в виде вознаграждения за определённое время или объём выполненных заданий;
  • компенсационно-стимулирующие доплаты.
Закон чётко указывает, что системы премирования работников могут быть разными и не зависят от единого стандарта. Премирование – не обязанность, а возможность поощрить хорошо работающего сотрудника или отдел, цех, конкретного руководителя, всю фирму.

В предприятиях или учреждениях муниципальной или государственной собственности, существует чёткое разграничение базового оклада и стимулирующих денежных прибавок.

В коммерческом сегменте премию учитывают как часть оплаты труда. Однако в таком случае предприниматель не сможет отминусовывать, по своим соображениям, доплаты, если зарплата не превышает минимального уровня. Иначе бизнесмен будет нарушать нормы законодательства об оплате труда.

Почему нужен отдельный документ

Основная причина необходимости составить отдельный внутренний распорядительный документ — эффективность использования премирования и скорость принятия решения.

Законодатель дал право регулировать допвыплаты с помощью коллективного договора или внутренней инструкции (приказа). Такие выплаты невозможны без согласования с профсоюзным органом. Насколько рационально в таком случае собирать для консультаций администрацию и профсоюз за одним столом? Скорее всего, оптимальным решением станет утверждение положения, где можно расписать распространённые случаи премирования для принятия оперативных и справедливых решений, директором.

Если внутренней инструкции-положения не будет, тогда каждый из приказов о премировании по результатам месяца, придётся визировать через консультации с профсоюзом или представителем трудового коллектива, с персоналом фирмы.

В тексте такого порядка начисления премирования должны быть обязательно выписаны принципиально важные составляющие для упрощения принятия решений руководством.

Положение о премировании: образец 2020 года

Предлагаемый образец положения о премировании может использоваться как актуальный документ.

положение о премировании Скачать образец положения о премировании (.doc)

Следует отметить, что менеджеров по продажам в таких положениях обычно заинтересовывают процентом от реализации продукции или товаров. Как стимулирующая выплата может применяться для работников ООО в строительстве, в сфере услуг или производстве промышленных продуктов, скорость и качество выполненных заданий. При этом может быть предусмотрена система оценки качества и корректировки доплат.

В положении о премировании работников, образец которого можно прочитать здесь, обязательно указывают точные критерии начисления. Это особенно важно чтобы избежать споров и недопонимания с персоналом как в коммерческой структуре, так и в государственной/муниципальной организации.

Порядок премирования работников

Рассмотрим детальнее, как может быть расписано премирование сотрудников. Как правило, могут отделяться и группироваться три категории сотрудников:

  • менеджеры, включая экономический, бухгалтерский отдел;
  • управляющие среднего звена, руководители подразделений;
  • рядовые работающие, специалисты.

Общее премирование среднего звена управления фирмой и работников производится по результатам работы за месяц. Используется при этом три варианта начислений:

  • выплата может составлять процент от оклада;
  • бонус по предложению директора (менеджера);
  • фиксированная ставка за выполнение плановых показателей или увеличенную интенсивность работы и превышение норм выработки.

Что должно содержать положение о премировании

Образца, как правильно составить и какие разделы должно содержать положение, не существует. Особые нормы необходимы для работников муниципального и госсектора, где зачастую требуется не прибыльность, а качество и полнота выполнения поставленных задач.

Как правило, положение содержит несколько обязательных разделов:

  • общие положения;
  • виды начислений;
  • источники выплат;
  • денежный объём премиальных;
  • порядок принятия решений, механизм согласования;
  • сроки передачи денег.

Общие сведения

Здесь указывают, на кого распространяется положение о дополнительном стимулировании. В этом разделе также расписывают, распространяется ли документ:

  • на тех, кто будет нанят временно;
  • на внештатных сотрудников;
  • действителен ли он для сотрудников, которые проходят испытательный срок или обучение.

Виды премий и основания для выплаты

В положении о премировании – это очень важный раздел. Здесь необходимо точно указать, как будут проводиться расчёты доплат.

Менеджменту фирмы обуславливают уровень премиальных по результативности работы компании и полученным достижениям в прибыльности бизнеса.

Во внутренних документах могут указываться также текущие специальные доплаты за выполненный объём работы по проекту, отдельному заказу или процент от проведённой сделки с повышенной прибыльностью. Бухгалтерско-экономический отдел премируется, как правило, по результатам работы компании на протяжении определённого периода – квартала, полугодия, года. Установленные доплаты могут быть также на уровне среднего менеджерского персонала и зависеть от общего вклада в работу фирмы.

Могут быть указаны и различные виды премий, как по показателям работы, так и по временным промежуткам выплат:

  • доплата за выполнение показателей сверх нормы один раз в квартал;
  • разовые премии при заключении сделки на переделённую сумму;
  • премирование работников за высокую интенсивность работы;
  • за перевыполнение плановых показателей по поиску новых клиентов или за качество обслуживания;
  • дополнительные выплаты за выполнение заказа (строительство дома, изготовления сложного изделия, выполнение проекта) в более ранние сроки для возможности работы с новым заказом.

Расчёт и утверждение размера премии

В этом разделе, положение обычно крайне индивидуально и текст документа зависит от особенностей работы конкретной фирмы. Но обязательно указывают на то, кто производит расчёт выплат – конкретный отдел или конкретный сотрудник. А также здесь указывают, как действует схема утверждения доплат.

Иногда практикуют схемы расчёта премиальных, которые базируются на индивидуальном учёте эффективности сотрудников. Они опираются на точный учёт выполнения плановых заданий. Премия рассчитывается автоматически, с учётом выполнения заданий, выполненными и перевыполненными нормами.

Заключительные положения

Технический раздел, где обычно указывают, кто и как может изменить документ, на сколько лет он утверждается и требуется ли его пересмотр через определённый период.

В этом разделе также указывается, как будет контролироваться выполнение положения. Если это производственный участок, промышленное предприятие, то учёт премиальных доплат контролирует линейный менеджер, с утверждением документа, директором.

Если необходимо установить доплаты по строительной организации, компании сферы услуг, то обычно ответственным будет начальник, отвечающий за работу персонала.

Бюджетное учреждение по-разному распределяет сферу контроля за выполнением подобных документов. Чаще всего эту роль выполняет лично сам директор.

Порядок утверждения положения

По общему правилу такой документ принимает собственник или уполномоченный им руководитель. Текст может быть составлен с участием профсоюзной организации или представителя коллектива. Однако последнее слово остаётся за руководителем. В любом случае текст документа не может быть направлен на ухудшение существующих условий оплаты труда и нарушать законодательные нормы.

Порядок внесения изменений в положение

Вносят предложения по усовершенствованию документа ответственные за кадровое наполнение фирмы или учреждения, сотрудники. Они же визируют прохождение документа на подпись директора (учредителя).

Срок хранения положения о премировании работников

Законом срок хранения положения конкретно не обусловлен. Это связано с тем, что основная масса документации, которая хранится до 50-75 лет, связана с начислением и выплатой заработной платы. То есть длительное хранение общего положения, где не указаны точные данные о конкретном сотруднике, необязательно. Как правило, такие документы хранятся после исчерпания срока их действия, не более 5 лет.

Если в положении выписаны конкретные фамилии сотрудников и указаны уровни премиальных выплат, документ хранится до 75 лет, поскольку является первичным для расчёта выплаты заработной платы конкретному гражданину.

Наиболее распространённые ошибки в организации премирования работников

Важно не допустить уравниловки. Доплаты должны быть реально мотивирующими. То есть если сотрудник имеет на них право, то он должен их получить. Другое дело, если вся фирма сделала большой вклад в повышенный результат. Но всё равно труд руководителя должен быть оценён выше, чем рядового сотрудника.

Нельзя выдавать премии как стандартные доплаты, поскольку исчезает стимул улучшать производительность и повышать интенсивность. Кроме того, это резко снижает мотивацию тех сотрудников, которые работают эффективно и дают значительную прибыль фирме.

Полезное видео

Можете просмотреть полезное видео, где есть детальная информация о том, как производят оформление приказа о премировании на предприятии рядовых сотрудников, среднего звена и руководителей. Следует знать, что регулировать дополнительные выплаты может приказ директора или уполномоченного на такие решения начальника производственного подразделения.

Заключение

Положение о доплате является индивидуальным для каждой фирмы или бюджетной структуры, документом. В рассмотренном нами образце, примере положения о премировании работников предприятия используется нефиксированный, процентный размер премирования. Именно такую систему считают самой эффективной. Поскольку чем выше отдача и выше результат, тем больше денег получает человек за свою работу.

Важно отметить, что только учредитель или директор компании принимает решение исходя из финансовых возможностей и внутрикорпоративной этики, каким будет уровень доплат и будет ли этот денежный подарок фирмы разовый, ежемесячный, ежеквартальный, годовой.

Читайте также:

Поделиться:
Поставьте вашу оценку:
(голосов: 1, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий
Войти с помощью: