Какой минимальный трудовой стаж нужен для начисления пенсии

Значительные коррективы, которые претерпело в последние годы российское пенсионное законодательство, отразились и на том, какой стала пенсия по стажу. На протяжении последующего пятилетия, пока перемены вступят в полную силу, нужно следить, какой пенсионный стаж понадобится заработать в РФ для мужчин и женщин, чтобы получить достойное обеспечение после завершения трудового пути.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41 Москва, Московская область
+7 (812) 426-14-65 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 550-52-79 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Сколько надо работать, чтобы уйти на пенсию по стажу работы

Методика, по которой в России рассчитывала необходимый стаж, до 1998 года оставалась советской. Каждому гражданину при выходе на пенсию подсчитывали, сколько он проработал и какой была средняя зарплата. А для начисления пособия брали лучшее пятилетие или единственный год. Такую систему вряд ли можно было признать справедливой.

С 1998-го Россия стала пользоваться понятием ИПК – индивидуального пенсионного коэффициента. Для периода занятости до 2002 года применяется понятие стажевого коэффициента (СК). Он принимается за 55% заработка, если было отработано 25 (20) лет. С каждым годом сверх СК, равного 0,55, добавляется ещё 0,1. Но выше 0,75 СК подниматься не может.

2002 год выступает в качестве своеобразного барьера при оформлении выплат пенсионерам. До этого периода учитывается общая продолжительность занятости – после страховая, так как в ПФР стали поступать отчисления от работодателей, разносившиеся по индивидуальным лицевым счетам. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока на пенсию будут выходить те россияне, что начинали трудиться до 2002-го.

С тем, что такое страховой стаж для пенсии, России пришлось начинать знакомиться с появлением на свет ФЗ № 167. И уровень начисленного гражданам при уходе на покой обеспечения теперь зависит прежде всего от этого показателя.

Нормативную основу для действующего в России пенсионного обеспечения предоставляет ФЗ № 400. В Приложении 3 к нему указано, каким должен быть срок страховой занятости, в соответствии с которым назначат пенсию по новой пенсионной реформе в ближайшие годы.

Общие условия назначения пенсионного обеспечения описаны в ст. 8 ФЗ № 400.

С 2019-го действуют новые положения. С 2024-го уходить на покой труженики станут на пятилетие позже. Как ни оттягивали в России это неизбежное повышение, но пойти на него пришлось.

Стаж для выхода на пенсию по новому закону

Для ухода на покой россиянам необходим определённый обязательный стаж занятости. Норма ст. 7 ФЗ № 173 для назначения пенсии требовала не более пятилетнего страхового периода. Однако пенсионная реформа, связанная со вступлением в силу ФЗ № 400, предусматривает его постепенное увеличение, пока в 2024-м не достигнут требуемого минимального уровня.

Нововведения не затронули общий стаж, требовавшийся ранее льготникам, фигурирующим в статьях 3032 ФЗ № 400. Общей занятости в 42 (37) лет оказывается достаточно, чтобы заслужить право пользоваться пенсионным пособием, согласно п. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400 устанавливаемым на два года ранее, чем полагается по возрасту.

С 2015-го, какими будут суммы пенсионного обеспечения, зависит от таких показателей:

  • какая набрана длительность страховой занятости (п. 2 ст. 8 ФЗ № 400 предусматривает, что она достигнет 15 лет). Каким по количеству лет окажется срок страховой занятости в 20152024 гг., ежегодно прирастая на год, видно из Приложения 3;
  • чему равен ИПК. Он начинает возрастать от показателя в 6,6, установленного на 2015-й, ежегодно увеличиваясь на 2,4. Пока не дойдет до 30, как предусматривает п. 3 ст. 8 ФЗ № 400.

Службу в армии в стаж для начисления пенсии будут засчитывать, как и некоторые прочие этапы, на протяжении которых вроде бы, прерывалась занятость.

Минимальный стаж выхода на пенсию

Российским мужчинам для перехода на покой после трудовой карьеры, как правило, нужно достигнуть 65-летнего возраста. После ожесточённых дебатов у женщин возрастной рубеж определили на уровне 60-летия. По достижении такого возраста надо иметь, по крайней мере, минимальный трудовой стаж. А его длительность начиная с 2015-го, растёт.

Если в 2015-м минимальный стаж для пенсии в России равнялся шестилетнему, то в 2019-м он должен быть не менее десятилетнего. Самостоятельно рассчитать, какой минимальный стаж нужен в последующие годы несложно, набрасывая и далее по году, пока не будет достигнут 15-летний минимальный страховой стаж.

Однако, рассчитывая минимальный стаж для начисления пенсии, необходимо принимать во внимание и второй, также весьма значимый, минимум. Ведь для начисления пенсии по старости необходимо иметь не только минимальный стаж для выхода на пенсию, но и соответствующий ИПК.

В 2015-м шестилетний стаж для получения пенсии сопровождался 6,6 балла ИПК. В 2019-м десятилетний минимальный рабочий стаж понадобится подкрепить хотя бы, 16,2 балла ИПК.

Поэтому подводя итоги под своими трудовыми достижениями, величину пенсионного обеспечения, следует вычислять, отталкиваясь от двух базовых показателей. С максимальными показателями ИПК можно ознакомиться в Приложении 4 к ФЗ 400.

Максимальный страховой стаж для пенсии по старости

Выяснив, какой стаж нужен для пенсии, примем во внимание, что согласно действующему законодательству в нем учитывается для женщин и срок декретного отпуска, и время, когда было невозможно трудоустроиться, находясь неотлучно при муже – военнослужащем-контрактнике.

Заметим, что и у мужчин есть возможность обзавестись дополнительно страховым стажем за определённые периоды, когда занятость прерывалась.

На сегодня средний размер страховой пенсии в России более чем в полтора раза превышает минимальный, соответствующий региональным прожиточным минимумам. Чтобы добиться большего, необходимо увеличивать длительность страховой занятости и величину ИПК.

Как считается стаж для назначения страховой пенсии

Ведя подсчёты трудового стажа для выхода на пенсию, следует руководствоваться нормами, изложенными в главе 3 ФЗ № 400. В п.1 ст. 13 предлагается в основу положить календарный порядок. Тем, кто проработал на одном предприятии, не стоит заморачиваться по поводу того, какие документы нужны, чтобы предоставить в ПФР.

Для точного подсчёта, что входит в стаж работы, оказывается, вполне достаточно записей в основном документе работника – трудовой. Сложнее подсчитывать, что войдет в пенсионный срок, когда записей в трудовой много и есть значительные перерывы между ними.

Упрощается ведение подсчётов с того момента, когда российским гражданином был получен СНИЛС. Тогда он охватывается системой персонифицированного учёта, ибо в ПФР работодателями выполнялись должные отчисления, а они учитываются в автоматическом режиме, без сбоев и ошибок.

Ни один этап занятости не может пройти мимо автоматического учёта. Поэтому пенсионеру совершенно не о чем беспокоиться по поводу его занятости при наличии СНИЛС, что её не заметят в ПФР.

Какие еще периоды засчитываются в страховой стаж

Назначая пенсии по стажу работы, за основу принимаются периоды, когда работодателями на сотрудника перечислялись взносы в адрес Пенсионного фонда. Понятно, что пенсионное пособие в большем размере россиянин будет получать, имея большую продолжительность занятости. По нормам ст. 12 ФЗ № 400 входит в трудовой стаж и, соответственно, сказывается на размере пенсионного обеспечения, и время, когда будущий пенсионер:

  • был призван на военную службу;
  • будучи на больничном, получал пособие в рамках соцстрахования;
  • содержался под стражей или отбывал наказание, будучи безосновательно подвергнутым уголовной ответственности или уголовному наказанию и, в дальнейшем, добился реабилитации;
  • ухаживал за детьми до достижения ими полуторалетия, причём совокупный период ухода не превысил шестилетнего срока;
  • ухаживал за лицами преклонного возраста или детьми-инвалидами, или инвалидами первой группы;
  • не более пятилетнего срока в качестве супруга(и) военнослужащего-контрактника проживал в местности, где трудоустроиться было невозможно.

Основаниями включить определённый период в срок трудовой занятости признаётся также предоставление службой занятости:

  • статуса безработного;
  • трудоустройства, связанного с участием в государственной программе, предполагающей, что какое-то время будет затрачено на переселение (переезд) в другую местность. Этот отрезок времени будет включён в период занятости.
Однако существует определённое ограничение для приравнивания таких периодов к официальному трудоустройству. Оно заключается в том, что такой период обязательно должен непосредственно предшествовать обычной трудовой занятости или следовать сразу после неё. Иначе его не засчитают в трудовую занятость при начислении пенсионного обеспечения.

Досрочный выход на пенсию по стажу

При обсуждении законопроекта, воплотившегося в ФЗ № 350, предполагалось, что россиянам придётся трудиться значительно дольше, чем ранее, чтобы заслужить право пользоваться благами системы пенсионного обеспечения. Однако оказалось, что пораньше уйти на пенсию по новому закону смогут многие российские труженицы, в общем сроке занятости которых считают от 37 лет. Мужчинам понадобится от 42 лет для досрочного прекращения трудовой карьеры.

Правда, сразу воспользоваться правом на досрочно установленное пенсионное обеспечение, как только выйдут 42 года положенной занятости, у большинства из них не получится. Выходить на покой, ибо набран достаточно большой стаж для досрочного выхода на пенсию, оказалось возможно, лишь за два года до того, как достигнута граница обычного пенсионного возраста. С 2024-го труженица сможет идти отдыхать при достаточном сроке трудовой занятости не ранее, чем в 58- летнем возрасте.

Тружениками, занятыми во многих отраслях, важное значение придаётся возможности досрочного перехода к пенсионному довольствию по сроку специальной занятости, например, подземному или связанному со схожими сложными условиями.

Ст. 30 ФЗ № 400 сохранила прежде установленную длительность подземного стажа для выхода на пенсию в России. Мужчинам пятидесятилетнего возраста достаточно отработать двадцатилетний срок отчисления страховых взносов, чтобы при десятилетнем этапе «горячей» или подземной трудовой занятости, быть вправе стать пенсионерами.

Новации в системе пенсионного обеспечения практически не затронули те категории российских тружеников, которые ранее были обеспечены правом досрочного выхода на отдых по завершении трудовой карьеры. Разве что медикам, педагогам и представителям творческих профессий на пятилетку отодвинули рубеж прекращения занятости. При этом прежними остались требования по длительности занятости специальной.

37, 42 года стажа и досрочный выход на пенсию

Особое значение имеет для установления пенсионного возраста льготный стаж. С большим сроком трудовой занятости, образующимся, когда труженик работает практически непрерывно, женщины получают право уйти на покой за два года до наступления положенного 60-летнего пенсионного возраста, накопив 37 лет стажа.

Накапливается у женщины стаж 37-летней занятости за счёт включения в него периодов, предусмотренных в статьях 11 и 12 ФЗ № 400. Однако п. 1 ст. 11 содержит ограничение, состоящее в обязательности перечисления в эти сроки страховых взносов в ПФР.

Никакого отношения к обязательной длительности трудовой деятельности сроки в 37 лет и 42 года не имеют. Их установили исключительно в качестве поощрительной меры для добросовестных тружеников, чтобы они могли досрочно воспользоваться благами пенсионного обеспечения.

Для работающих на Крайнем Севере

Для многих жителей России ранний выход на пенсию по старости обусловлен тем, что их трудовая деятельность или само проживание связаны с северными территориями страны.

Преференции, связанные со сроками трудовой деятельности, северянам сохранили в полном объёме.

Пятилетняя льгота при предоставлении пенсионного обеспечения предусмотрена п. 2 ст. 33 ФЗ № 400. При условии 15-летней занятости на Крайнем Севере женщинам достаточно отработать для этого 20-летний период. В то время как 25-летний общий стаж должен быть у мужчины, заработавшего северную пенсию, чтобы рассчитывать на пятилетнюю скидку с пенсионного возраста.

Нюансы, связанные с предоставлением льгот получателям северных пенсий, затрагивают также:

  • женщин с двумя детьми (и более);
  • лиц, проработавших больше половины положенного срока. Каждый год из такого срока даст четыре месяца скидки с пенсионного возраста;
  • постоянных жителей северных районов, занятых традиционными местными промыслами вроде оленеводства, охоты, рыболовства.

Исчисляют северную занятость также с некоторыми особенностями, не относя к ней, в частности:

  • занятость с неполным рабочим днём;
  • отпуска, предоставленные для обучения и без сохранения заработка;
  • курсовую подготовку, связанную с повышением квалификации.

Назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Для выходящих на покой гос (и муниципальных) служащих вводились изменения относительно пенсионного возраста и обязательной продолжительности соответствующей занятости с 2017-го и с 2019-го. Последние по времени корректировки произошли в связи со вступлением в силу ФЗ № 350.

Относительно возраста, достаточного госслужащему для того, чтобы выйти на пенсию, надлежит руководствоваться Приложением 1 к ФЗ № 166.

Чтобы рассчитать, сколько лет трудового стажа женщине госслужащей необходимо набрать, чтобы претендовать на пенсионное обеспечение, то понадобится обратиться к Приложению 2 к ФЗ № 166.

Отметим, что женщинам-гослужащим со временем придётся продолжать трудовую деятельность до наступления 63-летия. Что касается срока занятости на госслужбе, необходимого для того, чтобы назначили пенсионное обеспечение, то его предполагается увеличивать ежегодно на полгода, пока он не станет 20-летним.

Какая будет пенсия, если нет трудового стажа

Наличие определённой конкуренции на рынке труда приводит к возникновению проблем с занятостью для многих россиян. Сказывается на уровне пенсионного обеспечения и небрежение официальным трудоустройством. В результате этих причин, а также других обстоятельств личного и семейного характера, многие россияне, достигая пенсионного возраста, оказываются без стажа работы, установленного законом в качестве обязательного условия для назначения страховой пенсии.

Им, а также иностранцам и апатридам (лицам, не имеющим гражданства) приходится рассчитывать в таком случае на предоставление социального пенсионного обеспечения. Для них пенсионный возраст устанавливается в соответствии с предписаниями, содержащимися в п. 5) ч.1 ст. 11 ФЗ № 166. Его рубеж отодвинут на пятилетний срок в сравнении с тем, по достижении которого зарабатывается право на страховое пенсионное обеспечение.

И это не единственный существенный недостаток положения, в котором оказываются лица, не позаботившиеся своевременно о достаточной продолжительности трудовой занятости. Имеется и немалая разница в уровне выплачиваемых государством пособий. Социальное приравнивается к региональному прожиточному минимуму, не достигая в большинстве субъектов федерации девяти тысяч рублей в месяц. Что значительно ниже среднего уровня, 14-тысячного, который, по расчётам президента В. Путина, с 2019-го ежегодно будет прирастать на тысячу рублей.

Порядок исчисления общего стажа работ

Подсчёты, сколько нужно стажа для выхода на пенсию, следует вести только в отношении страхового и специального рабочего, необходимого для расчёта срока, позволяющего воспользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение.

Высказывавшиеся многими опасения по размеру стажа, равному 42/37 годам, оказались беспочвенными, так как наличие у российского гражданина стажа такой длительности стало лишь основанием пораньше воспользоваться правом на пенсионное обеспечение.

Для исчисления сроков занятости, как правило, достаточно трудовой книжки и данных ПФР, где хранятся сведения о страховых отчислениях работодателей начиная с 2002 года.

Сложнее обстоит положение с предыдущим периодом, когда занятость не получается подтвердить, ибо:

  • ПФР не располагает соответствующими документами;
  • подтверждающие документы не сохранились, причём, труженик в этом совершенно неповинен.

Восстановление документов, позволяющих подтвердить факты занятости, производится путём обращения:

  • к работодателю (работодателям);
  • в архивные учреждения;
  • к лицам, трудившимся вместе с работником (более двух человек) и готовым предоставить соответствующие свидетельские показания.

Заключение

Для каждого российского труженика оформление трудовой пенсии становится волнительным этапом, зачастую завершающим карьеру. В самой процедуре особых сложностей нет, нужно только заранее побеспокоиться и набрать минимально необходимую длительность страховой занятости. А за несколько месяцев до наступления пенсионного возраста стоит посетить отделение Пенсионного фонда, чтобы проконсультироваться с его сотрудниками по поводу всех обстоятельств, которые могут как-то осложнить процедуру.

Читайте также:
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41 Москва, Московская область
+7 (812) 426-14-65 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 550-52-79 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)
Поделиться:
Поставьте вашу оценку:
(голосов: 2, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий
Войти с помощью: