Увеличение пенсионного возраста в России: последние новости

Немногие из обсуждавшихся в Государственной думе законопроектов вызывали такой интерес со стороны российского населения, как предусматривавший, что пенсионный возраст с 2019 года начнут повышать. Разговоры о том, что российским гражданам повысят пенсионный возраст велись давно и на самом высоком уровне. Но президент долгое время не давал реформам ходу. Однако на февраль 2019 уже стало окончательно ясно, что неизбежное произошло, ему придали законную силу и планка возраста для ухода на покой в ближайшее пятилетие будет неуклонно подниматься. Пока не дойдёт до положенного рубежа.

Содержание

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41 Москва, Московская область
+7 (812) 426-14-65 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 500-27-29 доб. 529 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Пенсионная реформа 2019 или на сколько подняли пенсионный возраст в РФ?

В пропорциональном соотношении в большей степени возрос пенсионный возраст для женщин. Россия оставалась последней из развитых стран, где бесконечно откладывали принятие неизбежного решения. Но, наконец, решились и повысили. Напомним, что старый закон принимался в далеком-далеком 1932 году.

Напряжённое ожидание, изменится или нет, какой пенсионный возраст в РФ установят, увеличат до скольки, насколько поднимут для мужчин, женщин – бурно и с использованием нелицеприятных выражений обсуждалось по всей стране. Когда в верхних эшелонах государственной власти заявляли, что существующий на данный момент возрастной рубеж ухода на покой превратился в исторический анахронизм и не отвечает существующим экономическим реалиям, то это сопровождалось надеждой, что всё останется по-прежнему. Ведь разговор заводится не в первый раз, может, и не в последний.

С 1990-х неоднократно в российском правительстве предлагали установить новый пенсионный возраст, доказывали, что он должен увеличиваться, так как неуклонно повышается во всех развитых странах. Особенно болезненно воспринималось то, что его будут стремиться значительно увеличить, представителями мужского населения России, резонно указывавшими на среднюю продолжительность жизни в стране.

С лета 2018 года слухи о неизбежном наступлении перемен обрели под собой твёрдую почву. Предложение, согласно которому прибавили бы несколько лет к существующему возрастному уровню, успешно прошло три чтения в Госдуме, обретая силу федерального закона.

Последняя надежда на то, что пенсионную реформу отменили, оставалась, пока президент не подписал пресловутый ФЗ № 350. Правда, В. Путиным был внесён ряд существенных поправок, смягчающих правительственные предложения. Они коснулись намерения правительства существенно продлить продолжительность страхового стажа, набираемого российскими мужчинами и в особенности женщинами, чтобы добиться права на соответствующую пенсию.

Согласно ФЗ № 350 возраст перехода в социальную группу пенсионеров для россиян поднимают для представителей обоих полов одинаково – на пять лет. Президентскими поправками были откорректированы предложения, исходившие от правительства, по срокам (женщинам предполагалось накинуть восемь лет). А также установили пятилетний люфт (до 2024 года), чтобы планка поднималась плавно, до достижения намеченного рубежа в 65/60 лет.

Зачем необходимо повышение пенсионного возраста в России?

Почему государственные мужи решили, что границу выхода на покой нужно значительно отодвинуть вверх? Среди называвшихся объективных причин изменений попробуем выделить пять основных:

  1. Право прекратить работать в 60/55 лет было дано гражданам ещё советской властью в годы первых пятилеток. С тех пор кардинально изменилось соотношение между вероятной продолжительностью трудовой деятельности и последующим периодом заслуженного отдыха. Ведь продолжительность предстоящей жизни в федерации в 2010-х годах, наконец-то, превысила уровень 1990-го, и неуклонно растёт. Прогнозы показывают, что у российских мужчин есть шанс прожить на пенсии около девяти лет, а у женщин – и вовсе девятнадцати. Предложенное повышение для мужчин, в 2025-м, положения не ухудшит, а женщинам предстоит пользоваться благами страхового пенсионного обеспечения аж 22 года, что ненамного отличается по продолжительности от периода трудовой деятельности.
  2. Существовавший в 1990-х годах катастрофический спад рождаемости начинает оказывать значительное отрицательное влияние на соотношение между работающими и пенсионерами, которое и без того ухудшалось. России катастрофически не хватает трудовых ресурсов, а доля населения в пожилом и преклонном возрасте неумолимо растёт.
  3. На 52 млн работающих россиян приходится 46 млн нетрудоспособных пожилых людей. Это соотношение крайне неблагоприятно, так как в идеале оно должно выглядеть, по крайней мере, как 4:1. При такой пропорции солидарная система пенсионного обеспечения ещё способна существовать самостоятельно, без поддержки из федерального бюджета. Однако прогнозы на 2030 год показывают, что работоспособных россиян станет меньше на 1,7%, а нетрудоспособных пожилых людей – больше на 2,8%. Одному трудоспособному россиянину не под силу, не привлекая помощи из федерального бюджета, содержать одного соотечественника, ушедшего на заслуженный отдых.
  4. Мировой опыт. Страна, где впервые в мире ввели пенсионное обеспечение, Германия, последний раз поднимала планку в 2007 году. Немцы декларируют гендерное равенство, поэтому всем в этой стране приходится трудиться до 66 лет. Южная Корея, чья экономика растёт бурными темпами, перешла к предоставлению права прекратить трудовую деятельность от рубежа 60-летия к 65-летию ещё два десятилетия назад. Даже в Белоруссии пришли к переменам на два года раньше, чем в РФ, правда, приподняв планку всего на три года, а не на пять.
  5. Президент заявил, что возможности федерального бюджета позволяют проводить индексацию пенсий ещё на протяжении десятилетия. Но их уровень невысок, а инфляция будет способствовать дальнейшему снижению покупательной способности. Качество предоставляемого обеспечения никак не соответствует тому вкладу, который пожилые люди внесли в благосостояние страны. Сохраняя существующее положение, государство попросту не сможет даже сами выплаты регулярно обеспечивать. Для каждого пенсионера ежегодная прибавка составит 1 000 рублей, что за несколько лет выльется в весьма пристойную сумму. А предложенные перемены должны дать толчок решению стратегических задач, стоящих перед страной.

Аргументация сторонников повышения возраста, позволяющего отойти от трудовой деятельности, звучит убедительно. Однако стоит принимать во внимание и контраргументы.

Солидарная система пенсионного обеспечения изжила себя. Сколько ни повышай длительность страхового стажа, но пределы, когда человек ещё сохраняет достаточную трудоспособность, переходить бессмысленно. Изменения практически не снизят уровень существующей нагрузки на бюджет.

Вряд ли стоит всерьёз рассматривать альтернативные варианты решения проблемы, которые сводились к тому или иному способу увеличить существующую базу налогообложения. Это замедлило бы развитие экономики и ухудшило положение всех социальных групп в стране.

Против каких фактов действительно трудно возразить:

  • у каждого второго 60-летнего россиянина имеются заболевания, позволяющие претендовать на досрочное прекращение трудовой деятельности;
  • молодёжи и труженикам постарше станет труднее добиваться рабочих мест.

Неизбежный рост безработицы:

  • повысит социальную напряжённость в стране;
  • скажется на уровне пенсионного обеспечения лиц, которым не будет хватать достаточного страхового стажа.

Как скажутся предпринимаемые руководством страны меры на её экономическом развитии и, опосредованно, на росте благосостояния граждан, в особенности пожилого возраста, покажут ближайшие несколько лет.

Нормативная база

В законопроект, воплотившийся в ФЗ № 350, были заложены комплексные перемены, затрагивавшие пенсионное обеспечение:

  • страховое;
  • социальное;
  • госслужащих;
  • льготников, имеющих право досрочно уйти на отдых.

Наиболее болезненно воспринималось предложение правительства об увеличении пенсионного возраста в России до 65/63 лет.

До последних дней отдельные статьи законопроекта редактировались и правились, пока закон не был окончательно принят Госдумой и одобрен Советом Федерации.

Рассмотрим тонкости нововведений

После первого чтения парламентское большинство утвердило внесённые президентом поправки. Они не коснулись такого момента, как новый пенсионный возраст для мужчин, но смягчили некоторые ранее предлагавшиеся шаги, как чрезмерно радикальные:

  • пенсионный возраст у женщин – повышение границы стало пятилетним, а не восьмилетним;
  • труженикам, которым ранее предстояло стать пенсионерами в 2019-2020 годах, предоставили полугодовую преференцию по сравнению с тем, что предписывалось принятыми изменениями;
  • досрочное (двухлетием раньше) прекращение занятости сделали возможным при 42-летней трудовой карьере у мужчин и 37-летней – у женщин;
  • несколькими годами ранее получили возможность воспользоваться благами пенсионного обеспечения не только родительницы, давшие жизнь пяти детишкам. Каждый воспитывавшийся в семье ребёнок даст многодетным матерям шанс на получение годичной льготы.

Эти меры несколько смягчили восприятие общественным мнением ФЗ № 350.

Увеличение пенсионного возраста для выхода на страховую пенсию по старости

Больше всего увеличение пенсионного возраста затрагивает людей, близко подошедших к границе перехода. Они до последнего предпочитали сомневаться, будет ли повышение и лелеяли робкую надежду, что продление окажется менее значительным, чем хотелось авторам законопроекта.

Однако свежие новости оказались разочаровывающими. Рассчитывавшие на скорое приближение даты ухода на пенсию российские труженики убедились, что с принятием нового Федерального закона предлагавшееся изменение всё-таки произошло. Правда, благодаря вмешательству Путина повышение пенсионного возраста стало для россиянок всего пятилетним, а не обернулось намечавшимися первоначально восемью годами.

На протяжении первого двухлетия действия ФЗ № 350 возрастной рубеж, с какого выходят на пенсию, позволяется понизить на полугодие.

На протяжении пятилетнего переходного срока, чтобы стать гражданином, достигшим пенсии, придётся увеличивать прежнее значение соответствующего рубежа из года в год на годичный срок. И только с 2023-го на вопрос, в каком возрасте уходят на пенсию российские труженики-мужчины, можно будет однозначно отвечать, что в 65.

Пятилетний этап, отведённый для нововведений вряд ли стоит считать достаточным по длительности, чтобы смягчить перемены, затронувшие миллионы россиян. Особое право быть недовольными принадлежит мужчинам, родившимся в 1959-1963 годах, и женщинам 1964-1967 годов рождения, которым первыми пришлось столкнуться с последствиями от введения в силу ФЗ № 350.

Таблица повышения пенсионного возраста в России для граждан, выходящих на страховую пенсию по старости

Для получения наглядного представления о графике повышения пенсионного возраста в России, стоит ознакомиться с коррективами в Приложении 6 к ФЗ № 400. Насколько будет возрастать возраст выхода на пенсию, показано по годам рождения.

При этом нужно учитывать полугодовые льготы, которые будут действовать на начальном этапе.

Уже с 2023-го возрастные границы увеличиваются до предела, изначально заложенного в ФЗ № 350.

Выход на пенсию в районах, приравненных к Крайнему Северу

Пенсионный возраст в России и все новшества, связанные с его верхним рубежом, не обходят стороной и северные пенсии. Составленный для таких пенсионеров график аналогичен тому, что предназначается получателям страхового пособия.

Сейчас действует норма, установленная ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400, относительно длительности работы в северных местностях.

Льготные пенсии учителям и медработникам с 2019 года

Нормами ФЗ № 350 не предусматривается увеличивать продолжительность специального стажа для достижения пенсионного возраста бюджетниками, занятыми учебной деятельностью и оказанием медицинской помощи. Но уйдут на пенсии труженики, занятые в этих сферах, пятилетием позже прежнего.

На пенсию уйти мужчины-педагоги с 2023-го смогут, отработав полную пятилетку сверх 25-летнего срока. Соответственно, в 2023-м и в последующие годы женщины, занятые в этих сферах деятельности, также смогут прекратить трудиться не ранее, чем переработают дополнительную пятилетку сверх обязательного 25-летнего периода.

Для врачей и медицинских сестёр, работающих в городах, срок выслуги должен составить несколько больше – 30 лет (в сельской местности – 25). Прочие условия остаются аналогичными.

Что касается представителей так называемых творческих профессий, то для них также не стали увеличивать прежнюю продолжительность спецстажа, отодвинув допустимый срок (с 2023-го) на пятилетку.

Таблица изменений, затрагивающих будущих пенсионеров образовательной и медицинской сферы

Как возрос возраст выхода на пенсию для этих представителей бюджетной сферы показывает небольшая таблица.

С 2023-го отсрочка достигнет своего максимального, пятилетнего, значения. Это не отменяет возможности прекратить трудиться на ниве образования или медицины по общим нормам ФЗ № 350.

Сроки выхода на социальную пенсию по новой пенсионной реформе

Пенсионный возраст по новому закону – не единственные изменения. Ещё он затронул и значительные социальные группы, представители которых не дотягивали до стандартов, установленных для страхового обеспечения. При этом у них не получилось и накопить стаж для досрочного выхода на пенсию.

График перехода к новым нормам аналогичен. Ознакомиться с ним можно в Приложении 7 к ФЗ № 400.

Изменения в пенсионном законодательстве для госслужащих в 2019 году

Пенсионный возраст России и все нововведения относительно его повышения затронули значительную часть занятого населения страны ещё двумя годами ранее. Сроки смещения возрастной границы, изменённые президентскими поправками к законопроекту о повышении пенсионного возраста, уже установили для служащих, с государственных и муниципальных. Менять их, приводя к общему знаменателю, не стали.

Правда, первоначально предусматривался более мягкий переходной этап, растягивающийся на десятилетие. Но принятие ФЗ № 350 привело к тому, что ежегодное повышение возрастной границы, первоначально полугодичное, теперь стало равняться годовому.

Поэтому женщинам, государственным и муниципальным служащим, с наступлением 2026 года, а не шестью годами позже, как предусматривалось до этого, предстоит уходить на покой в 63-летнем возрасте.

Таблица изменений, которые коснутся будущих пенсионеров из госсектора

Последовательность предстоящих изменений возрастного рубежа отображена в Приложении 5 к ФЗ № 400:

Кого не коснется повышение пенсионного возраста

Понимая, что само рассмотрение законопроекта про пенсионный возраст у мужчин и у женщин, взбудоражит страну, руководство Пенсионного фонда сразу оповестило, представителей каких групп занятого населения правительственный проект не затрагивает. Соответствующую информационную справку поместили на официальном сайте ПФР.

Меры, вытекающие из принятия ФЗ № 350 никак не отразятся на границах перехода к пенсионному обеспечению для представителей четырёх больших групп российского населения:

  • занятых трудовой деятельностью там, где работодателями взносы в ФСС перечисляются по специальным тарифам, так как трудиться приходится, подвергаясь опасности и вреду;
  • вышедших на пенсию ранее положенного из-за значительных проблем с состоянием здоровья или по причинам социального свойства;
  • чернобыльцев и других жертв радиационного загрязнения или форс-мажорной ситуации техногенного происхождения;
  • участников испытаний лётных устройств.

Заключение

Избежать повышения пенсионного возраста в России было невозможно. Страна не настолько богата, чтобы выплачивать ренту огромному количеству граждан. Федеральный бюджет с трудом справляется с несвойственными, в общем-то, ему функциями, поддерживая ПФР. Продолжительность жизни в стране стала устойчиво расти, поэтому принятые меры следует считать не только рациональными, но и справедливыми. Хотя для многих людей предпенсионного возраста они оказались обидными и досадными.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41 Москва, Московская область
+7 (812) 426-14-65 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 500-27-29 доб. 529 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)
Читайте также:
Поделиться:
Поставьте вашу оценку:
(голосов: 1, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий
Войти с помощью: